Краткая презентация программы Общие сведения Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Челутаевский детский сад «Василёк» (далее «Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 года, №955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 года, рег.номер № 72264 (далее –ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 года № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 года, регистрационный номер № 71847) (далее – ФОП ДО). Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Цель Программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Задачи: 1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО. 2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. 3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития. 4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия. 6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности. 7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности. 8. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 9. Формирование у дошкольников целостной картины мира на основе представлений о социальной действительности родного города, края. 10. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Республика Бурятия многонациональна с героическим прошлым, успешным настоящим и счастливым будущим. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы. Целевой раздел. Включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результатами освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. В целевой раздел входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики – особенности развития детей. Содержательный раздел. Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. В разделе описаны: - формы, способы, методы реализации программы; - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; - способы поддержки детской инициативы; - взаимодействие педагогического коллектива с семьями; - коррекционно- развивающая работа; - рабочая программа воспитания. Организационный раздел. В данный раздел включают: - психолого-педагогические условия реализации Программы; - особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды; - материально – техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; - примерный перечень литературных, музыкальных, художественныхЮ, анимационных произведений для реализации Программы; - кадровое обеспечение; - режим и распорядок дня в возрастных группах; - календарный план воспитательной работы. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Программа обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, в том числе одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению. 1. Группы в ДОУ полного дня, общеразвивающей направленности. Возраст воспитанников от 1,5 до 7 лет. 2. Действует система физкультурно – оздоровительной работы. 3. Используется региональный компонент в образовательном процессе. 4. Используются модель личностно- ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребёнка. Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028. ФОП До реализуется педагогическими работниками ДОО во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми воспитанниками. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлены следующие парциальные программы: Каплунова И.М., Новоскольцева И. А. Парциальная программа по музыкальному воспитанию «Ладушки», дополняет содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Программа реализуется со всеми детьми от 1,5 до 7 лет. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», дополняет содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Программа реализуется со всеми детьми от 4 до 7 лет. Николаева С.Н. «Юный эколог», дополняет содержание образовательной области «Познавательное развитие». Программа реализуется со всеми детьми от 3 до 7 лет. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей по следующим образовательным областям: - социально- коммуникативное развитие» - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно- эстетическое развитие; - физическое развитие. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Задачи взаимодействия детского сада с семьей: изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи и решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, регионе); поощрение родителей за взаимное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Принципы работы с семьями воспитанников: открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание единой развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Формы сотрудничества с семьей Консультирование родителей , индивидуальные беседы. Общие и групповые родительские собрания. Приобщение родителей к реализации тематического периода. Дни открытых дверей. Анкетирование. Проведение круглых столов, мастер – классов. Совместные с родителями выставки. Издательская деятельность для родителей: выпуски раздаточной информации в форме брошюр, памяток; стендовая информация; новости на сайте детского сада; сообществе ВК. Приглашение родителей на детские концерты, праздники, развлечения. Благодаря взаимодействию детского сада и родителей воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса. Развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых. Важный момент в формировании традиций учреждения – совместное проведение праздников, посиделок, развлечений.