2.Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников 2.1. Цель оценки индивидуального развития ребенка: - выявление результативности образовательного процесса, определение эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего педагогического планирования. 2.2. Задачи педагогической диагностики: - индивидуализации образовательной деятельности (при необходимости построение образовательной траектории развития ребенка, в том числе ребенка с ОВЗ, с целью профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации образовательной деятельности педагога с группой детей. 2.3.Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются: комплексность; непрерывность; диагностичность (наличие критериев); уровневость; доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), 2.4. Педагогическая диагностика: позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс безусловного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 3. Организация проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) 3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы - целевых ориентиров. Направления развития ребенка по их достижению определяют образовательные области. Образовательные области как направления развития ребенка реализуются в условиях определенных видов детской деятельности (Приложение 1). 3.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в Учреждении (с 08.00 до 17.00, исключая время, отведенное на сон). 3.3. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, виды детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. В первом случае, она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития. При этом необходимо педагогам вправе учитывать адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности целесообразно перенести на более поздний срок. 3.4. Методологическая основа педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) в Учреждении обеспечивается при помощи методики Лавровой Л.Н., Чеботаревой И.В «Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО». 3.5. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития (Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В.) позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка: Диагностика детей третьего года жизни (2-3 лет) (экспресс-диагностика и дополнительная диагностика развития детей). Диагностика детей четвертого года жизни (3-4 лет) (экспресс-диагностика и дополнительная диагностика развития детей). Диагностика детей пятого года жизни (4-5 лет) (экспресс-диагностика и дополнительная диагностика развития детей). Диагностика детей шестого года жизни (5-6 лет) (экспресс-диагностика и дополнительная диагностика развития детей). Диагностика детей седьмого года жизни (6-7 лет) (экспресс-диагностика и дополнительная диагностика развития детей). 3.6. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитателями, музыкальным руководителем, осуществляется по 3-х бальной шкале: высокий уровень 3 балла; достаточный уровень -2 балла; недостаточный уровень - 1 балл. 4. Процедура проведения педагогической диагностики 4.1.Первый этап. Экспресс-диагностика. Проводится со всеми детьми возрастной группы. Шкала оценки экспресс - диагностики содержит три уровня: Шкала оценки: Высокий уровень — показатель развития проявляется в полном объеме, всегда и наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка (средний балл – 3 балла) Достаточный уровень — проявляется не всегда или не в полном объеме; с небольшой помощью взрослого (с помощью наводящих вопросов, дозированной подсказки, показа, образца и др.) (средний балл от 1.6 до 2.9 баллов) Недостаточный уровень — проявляется крайне редко или совсем не проявляется; ребенок не справляется даже с небольшой помощью взрослого (средний балл от 1 балла до 1.5 баллов). Количественный анализ показателей Ребенок, у которого в экспресс-диагностике по шкале оценки количество показателей «Высокий уровень» составляет 100%, не нуждается в диагностике второго этапа (дополнительной). По каждому показателю в диагностической таблице результат отмечается желтым цветом или буквой «В». В графе «Итог» результат отмечается желтым цветом или буквой «В», что означает «высокий уровень». Ребенок, у которого в экспресс-диагностике по шкале оценки количество показателей «Высокий уровень» и «Достаточный уровень» в сумме составляет свыше50%, не нуждается в диагностике второго этапа (дополнительной). По показателю «Высокий уровень» в диагностической таблице результат отмечается желтым цветом или буквой «В». По показателю «Достаточный уровень» в диагностической таблице результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д». В графе «Итог» результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д», что означает «достаточный уровень» . Ребенок, у которого в экспресс-диагностике по шкале оценки количество показателей «Достаточный уровень» составляет свыше 50%, не нуждается в диагностике второго этапа (дополнительной). В графе «Итог» результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д», что означает «достаточный уровень». Ребенок, у которого в экспресс-диагностике по шкале оценки количество показателей «Недостаточный уровень» составляет 50% и выше, нуждается в проведении дополнительной диагностики. В графе «Итог» результат отмечается синим цветом или буквой «Н», что означает «недостаточный уровень». 4.2. Если по результатам экспресс-диагностики ребенок развивается в соответствии с возрастными показателями, видимые отклонения в его развитии отсутствуют, рекомендуемые показатели проявляются устойчиво (всегда) и в этой деятельности ребенок проявляет самостоятельность, то он находится в зоне актуального развития. Следовательно, результаты экспресс-диагностики достаточны и нет необходимости в дополнительном мониторинге. 4.3. Если рекомендуемые показатели развития ребенка по результатам экспрессдиагностики проявляются неустойчиво (не всегда) или с помощью взрослого, но, вместе с тем, видимые отклонения в развитии ребенка отсутствуют и в целом он развивается в соответствии с возрастными показателями, в данном случае ребенок находится в зоне ближайшего развития. Следовательно, результаты экспресс-диагностики достаточны и нет необходимости в дополнительной диагностике. 4.4. Показатели развития ребенка в экспресс-диагностике могут быть низкими по всем или по отдельным видам деятельности. Поэтому требуется проведение дополнительной диагностики только по тем видам деятельности, по которым у ребенка низкие показатели в экспресс-диагностике. 4.5. Второй этап. Дополнительная диагностика. Шкала оценки дополнительной диагностики содержит два уровня оценки: «Достаточный уровень» и «Недостаточный уровень». Шкала оценки Достаточный уровень — показатель развития проявляется «всегда или часто» (средний балл от 1.5 баллов до 2 баллов). Недостаточный уровень — показатель развития проявляется «редко или никогда» (средний балл от 1 балла до 1.4 балла). Количественный анализ показателей Если у ребенка по шкале оценки в дополнительной диагностике количество показателей «Достаточный уровень» составляет свыше 70%, в графе «Итог» результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д», что означает «достаточный уровень». Если у ребенка по шкале оценки в дополнительной диагностике количество показателей «Недостаточный уровень» составляет 30% и выше, в графе «Итог» результат отмечается синим цветом или буквой «Н», что означает «недостаточный уровень». В этом случае ребенок нуждается в психологической диагностике и индивидуальной образовательной траектории развития. 4.6. Если по результатам диагностики уровни «высокий» и «достаточный» составляют 50% и менее, это является прямым указанием для педагога на коррекцию методов, приемов и форм организации данного вида деятельности или всего образовательного процесса в целом, т.е. для оптимизации работы с группой детей. 4.7. Если результаты развития высокие, значит, организация образовательного процесса в группе оптимальна, технологии используются эффективно и процесс развития детей осуществляется успешно. 4.8. Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями МБДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются заведующему. По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. 4.9. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: заведующий обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. 5. Контроль 5.1. Контроль проведения педагогической диагностики (оценка индивидуального развития) осуществляется заведующим посредством следующих форм: проведение ежедневного текущего контроля; организацию тематического контроля; проведение оперативного контроля; посещение НОД, организацию режимных моментов и других видов деятельности; проверка документации. 5.2. По итогам проведения контроля педагогам даются рекомендации, консультации, результаты освещаются на педагогических советах. 6. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка 6.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на педагогических заседаниях МБДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных программ. 6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности МБДОУ в целя принятия управленческих решений. 6.3. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются: - родители (законные представители) воспитанников, - педагоги (непосредственно работающие с ребенком). 6.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: педагогический совет МБДОУ, экспертные комиссии, РУО. 7. Документация 7.1. Данные о результатах педагогической диагностике заноситься в специальные карты наблюдений детского развития. 7.2. Результаты педагогических наблюдений оформляются в единую сводную таблицу и сдают с выводами заведующему. Сводные таблицы данных педагогического мониторинга хранится в методическом кабинете, в течение пяти лет. 7.3. Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов до выпуска детей в школу. Приложение 1. Взаимосвязь целевых ориентиров с приоритетными образовательными областями и видами деятельности к концу раннего возраста Виды деятельности Целевые ориентиры (к 3 годам) Образовательные области Ребенок интересуется окружающими Познаватель- Предметная предметами и активно действует с ними; ное, деятельность; эмоционально вовлечен в действия с игразвитие экспериментирование рушками и другими предметами, стремитс материалами и ся проявлять настойчивость в достижении веществами результата своих действий Использует специфические, культурно СоциальноПредметная фиксированные предметные действия, коммуникадеятельность; знает назначение бытовых предметов тивное самообслуживание, (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уме- развитие действия с бытовыми предет пользоваться ими. метами-орудиями Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении Владеет активной и пассивной речью, Речевое разОбщение включенной в общение; может обращать- витие ся с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек Стремится к общению со взрослыми и СоциальноОбщение, игра активно подражает им в движениях и коммуникадействиях; появляются игры, в которых тивное ребенок воспроизводит действия развитие взрослого Проявляет интерес к сверстникам; СоциальноОбщение наблюдает за их действиями и подражает коммуникаим тивное развитие Обладает интересом к стихам, песням и Речевое, Восприятие смысла сказкам, рассматриванию картинки, стре- художестмузыки, сказок, мится двигаться под музыку; венностихов, проявляет эмоциональный отклик на эстетическое рассматривание различные произведения культуры и искусства У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (ходьба, бег и др.). развитие картинок Физическое развитие Двигательная активность Взаимосвязь целевых ориентиров с приоритетными образовательными областями и видами деятельности к концу дошкольного возраста Целевые ориентиры (к 7—8 годам) Образовательные Виды деятельности области Игра, СоциальноРебенок овладевает основными коммуникативное коммуникативная культурными способами деятельнодеятельность, развитие сти, проявляет инициативу и самосамообслуживание стоятельность в разных видах деятруд тельности: в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Обладает установкой положительного — II — Коммуникативная отношения к миру, к разным видам деятельность, игра, труда, другим людям и себе, обладает самообслуживание и чувством собственного достоинства; элементарный активно взаимодействует со сверстбытовой никами и труд взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать Обладает развитым воображением, СоциальноИгра, которое реализуется в разных видах коммуникативное, коммуникативная, деятельности, и прежде всего в игре; и художественно- изобразительная, ребенок владеет эстетическое музыкальная разными формами и видами игры, развитие деятельность различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Достаточно хорошо владеет устной Речевое развитие Коммуникативная речью, может выражать свои мысли и деятельность, желания, может использовать речь восприятие для выражения своих мыслей, чувств художественной и желаний, построения речевого вылитературы и сказывания в фольклора ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности Физическое Двигательная У ребенка развита крупная и мелкая развитие деятельность моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Коммуникативная СоциальноСпособен к волевым усилиям, может коммуникативное деятельность, игра, следовать социальным нормам повесамообслуживание и дения и правилам в разных видах дея- развитие элементарный тельности, во взаимоотношениях со бытовой взрослыми и сверстниками, может сотруд блюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Познавательное ПознавательноПроявляет любознательность, задает исследовательская вопросы взрослым и сверстникам, ин- развитие деятельность тересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на своих знания и умения в различных видах деятельности. Задачи приоритетных видов деятельности в рамках образовательной области в соответствии с целевыми ориентирами Основные задачи приоритетных видов деятельноЦелевые ориентиры сти Первая младшая группа Ребенок интересуется Познавательное развитие Предметная деятельность. окружающими предметами и Обогащать предметную среду для активной деятельактивно действует с ними; ности детей. Поддерживать интерес и активные дейст- эмоционально вовлечен в вия детей с предметами, геометрическими телами и действия с игрушками и другифигурами. Развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, ми предметами, стремится провеличина).Создавать условия для развития ребенка в являть настойчивость в достиконструировании из строительных наборов и крупных жении результата своих дейстконструкторов. Учить детей сооружать элементарные- вий постройки по образцу из деталей строительных наборов(кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр); поощрять желание строить самостоятельно. Поддерживать обыгрывание постройки и включение ее в игру. Экспериментирование с материалами и веществами. Поддерживать интерес и активные действия детей с песком, водой и снегом. Формировать обследователь- ские действия в первоначальном виде Социально-коммуникативное развитие Самообслуживание; действия с бытовыми предметами-орудиями. Формировать элементарные навыки самообслуживания; воспитывать культурно-гигиенические навыки. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Поощрять проявления самостоятельности. Игра. Развивать игровой опыт, вовлекая в совместную игру со взрослым. Создавать условия для игр и поддерживать проявления самостоятельности в игровой деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты Владеет активной и Речевое развитие Общение. пассивной речью, Активно включать в общение со взрослым неречевывключенной в общение; ми и речевыми средствами. Побуждать задавать воможет обращаться с просы и откликаться на вопросы и предложения вопросами и просьбами, взрослого. Формировать словарь, грамматический понимает речь взрослых; строй речи, звуковую культуру. Побуждать к общению знает названия окружающих на близкие темы из личного опыта предметов и игрушек Стремится к общению со Социально-коммуникативное развитие Общение. взрослыми и активно Развивать желание активно включаться в речевое подражает им в движениях и взаимодействие. Формировать умение вступать в кон- действиях; появляются игры, такт с окружающими, используя речевые средства и в которых ребенок элементарные правила общения. воспроизводит действия Игра. взрослого Развивать интерес к совместной игре с воспитателем в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. В сюжетных играх развивать игровое умение связывать 2—3 игровых действия, используя игрушку, предмет-заместитель и воображаемую ситуацию, словесно обозначая их Проявляет интерес к Социально-коммуникативное развитие Общение. Поощрять интерес к делам сверстников. сверстникам; наблюдает заих Формировать интерес к общению со сверстниками. действиями и подражает им Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей. Учить умению проявлять доброжелательное отношение к сверстнику(пожалеть сверстника, обнять его, помочь). Обладает интересом к Речевое развитие Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание стихам, песням и сказкам, картинок. рассматриванию картинки; Развивать интерес к слушанию народных песенок, проявляет эмоциональный стихов, сказок, коротких авторских произведений. Во- отклик на различные влекать в инсценирование, проговаривание слов в произведения культуры и сказке. Художественно-эстетическое развитие Развивать интерес к собственной изобразительной деятельности (рисованию, лепке). Восприятие музыки. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку Физическое развитие Двигательная активность. Упражнять в умении сохранять устойчивое положение тела, принимать правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, отталкиваясь двумя ногами Вторая младшая группа Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Формировать элементарные навыки речевого этикета (учить здороваться, прощаться, обращаться за помощью благодарить за помощь). Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к сверстникам. Побуждать к проявлению инициативы в общении со сверстниками и знакомыми взрослыми. Игра. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. Развивать игровой опыт каждого ребенка. Поощрять индивидуальные проявления инициативы в игре. Побуждать детей к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Продолжать формировать навыки самообслуживания (одевание, раздевание, умывание); поддерживать самостоятельность в выполнении культурногигиенических навыков. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Учить совместно пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Продолжать учить детей умению проявлять эмпатию к сверстнику (пожалеть сверстника, обнять его, помочь). Самообслуживание и элементарный бытовой труд. искусства; стремится двигаться под музыку У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (ходьба, бег и др.) Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, Формировать положительное отношение к самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в природе. Поощрять желание трудиться. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье. Игра. Учить способам игрового общения со сверстником в паре Социально-коммуникативное развитие Игра. В сюжетно-ролевых играх учить принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера; разворачивать ролевое взаимодействие с партнером; вступать в элементарный ролевой диалог с партнеромсверстником. Воспитывать умение выполнять правила в подвижных играх. Развивать способность имитировать характерные действия персонажей. Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность. Способствовать развитию эстетических чувств при восприятии окружающего мира (предметов, игрушек, картинок, объектов природы), вызывать чувство радости. Формировать интерес к изобразительной деятельности, поддерживать желание детей включаться в различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию). Конструирование. Развивать умения детей конструировать постройки. Поддерживать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Побуждать детей обыгрывать постройки и включать их в игру. Музыкальная деятельность. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; передавать в движении характер музыки, эмоционально на нее реагировать. Создавать условия для включения ребенка в музыкальную деятельность Речевое развитие Коммуникативная деятельность. Развивать у детей все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь в диалогической форме; словарь, звуковую культуру. Побуждать задавать вопросы и поддерживать желание отвечать. Поощрять умение использовать речевые высказывания в игровом взаимодействии со сверстниками. Развивать умение использовать в общении все части речи (кроме причастий, деепричастий), простые распространенные и нераспространенные предложения. Восприятие художественной литературы. участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; выделять звуки в словах; складываются предпосылки грамотности Формировать интерес к книгам. Вызывать желание слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Учить инсценировать и драматизировать (с помощью воспитателя) небольшие отрывки из художественных произведений. Учить читать наизусть потешки и небольшие стихотворения Физическое развитие Двигательная деятельность. Продолжать развивать основные виды движений. Создавать условия и поддерживать двигательную активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Развивать умение ориентироваться в пространстве Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Помогать детям в освоении социальных норм поведения в соответствии с возрастом; способов взаимодействия со сверстниками в игре (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре), повседневном общении и бытовой деятельности (вместе рассматривать картинки, по очереди мыть руки и пр.). Учить элементарным культурногигиеническим навыкам и правилам безопасного поведения в детском саду. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Формировать культурно-гигиенические навыки в соответствии с возрастом и поощрять самостоятельность в их выполнении. Учить действовать по образцу взрослого в разных видах Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность. Поощрять обращения с вопросами к взрослому. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес к совместному со взрослым познанию (наблюдать, экспериментировать разнообразными материалами). Учить способам обследования предметов (погладить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур). Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи. Продолжать формировать представления о предметах ближайшего окружения. Развивать представления о взрослых и сверстниках: особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей; о семье и родственных отношениях. Расширять представления о детском саде У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Средняя группа Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать формировать и поощрять самостоятельное использование форм речевого этикета (здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную помощь). Поддерживать и развивать детскую инициативу в общении на разные темы. Формировать умение договариваться в совместной деятельности. Игра. Развивать умение взаимодействовать в творческих играх и играх с правилами. Поддерживать инициативу в организации игрового пространства, выборе темы игры, роли, развитии сюжета. Поощрять самостоятельность в выполнении игровых правил, умение договариваться с партнером по игре. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Формировать и поддерживать потребность действовать самостоятельно в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде. Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Формировать позитивное отношение к окружающему миру и самому себе. Формировать положительное отношение к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения справедливого поступка, умения уступить по просьбе взрослого или сверстника. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми: обращать внимание на хорошие поступки друг друга; подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его. Развивать эмоциональную отзывчивость. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Формировать положительное отношение к различным видам труда, поддерживать желание трудиться. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей и его результатам. Игра. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности, обогащать способы их игрового взаимодействия. Социально-коммуникативное развитие Игра. Развивать все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, игровые действия и т.д. Учить менять игровую Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в роль и обозначать свою новую роль для партнеров в ходе игры. Помогать создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Развивать ролевой диалог в сюжетноролевых и режиссерских играх. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх. Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности. Обогащать эстетическое восприятие, образные представления. Продолжать развивать художественно-творческие способности. Расширять представления об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.). Поддерживать инициативу в создании оригинальных продуктов изобразительной деятельности: рисунке, поделке. Конструирование. Продолжать развивать умение конструировать постройки. Поощрять активность и оригинальность в конструировании по замыслу. Обогащать опыт по обыгрыванию построек и поделок. Музыкальная деятельность. Продолжать развивать интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Развивать музыкальный слух. Развивать координацию слуха и голоса, формировать певческие навыки. Поддерживать потребность в самовыражении в музыкальной деятельности. Побуждать придумывать образные и танцевальные движения под музыку. Речевое развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать развивать все компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связную речь, словарь, звуковую культуру речи. Поддерживать свободное общение со взрослыми и друг с другом. Способствовать развитию детского словотворчества. Побуждать излагать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Восприятие художественной литературы. игре; ребенок владеет разными формами видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; складываются предпосылки грамотности Продолжать воспитывать желание и умение слушать художественные произведения; развивать литературную речь. Развивать умение выражать свое отношение к героям, их поступкам, вызывать чувства сопереживания героям произведений. Учить выразительно читать стихи Физическое развитие Двигательная деятельность. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость; пространственную ориентировку. Продолжать развивать активность в играх с мячами, скакалками, обручами Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать воспитывать культуру поведения и общения со взрослыми и сверстниками. Развивать умение выполнять нормы и правила поведения: драться — плохо, дружить — хорошо; отбирать игрушку — плохо, делиться игрушкой — хорошо; ссориться — плохо, договариваться — хорошо и др. Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, взаимодействию в практической деятельности. Побуждать к выполнению элементарных правил безопасного поведения в детском саду. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки, привычку следить за своим внешним видом и поощрять самостоятельность в их выполнении. Приучать ответственно относиться к небольшим поручениям Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность. Обогащать сенсорный опыт, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на органы чувств. Развивать способность устанавливать связь между качествами предмета и его назначением, причинноследственные связи, классифицировать предметы по одному-двум признакам. Обогащать представления о мире природы, предметах и объектах рукотворного мира. Поощрять познавательную инициативу в разных видах деятельности. Поддерживать обращения с вопросами к взрослому. Обогащать представления о людях — взрослых и детях: тендерных различиях, особенностях внешности, о некоторых профессиях взрослых. Продолжать расширять представления о себе, детском саде и ближайшем окружении. Формировать первич- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, ные представления о родном городе и стране. Воспитывать интерес к родному городу и стране Старшая группа Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Воспитывать культуру поведения и общения: привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению друг к другу, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Продолжать учить взаимодействовать в разных видах деятельности: сообща играть, трудиться, заниматься. Поддерживать инициативу самостоятельно находить занятия по интересам. Продолжать формировать умение договариваться в совместной деятельности. Обогащать словарь детей формами речевого этикета. Игра. Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх. Поддерживать инициативу и самостоятельность в играх с правилами и в творческих играх. В сюжетно-ролевой игре совместно договариваться о теме игры, сюжете, распределении ролей, ролевых действиях. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Развивать самостоятельность и инициативу детей во всех видах труда, расширять диапазон обязанностей в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать формировать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми. Продолжать учить конструктивно разрешать конфликтные ситуации: следовать правилу, общей договоренности, соблюдать очередность, использовать считалку. Формировать умение оказать помощь другому, пожалеть, утешить, если он огорчен, расстроен, плачет. Поощрять стремление радовать старших хорошими поступками. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Воспитывать ценностное отношение к результатам собственного труда и труда других людей. Обогащать представления о труде взрослых. Игра. Развивать умение совместно придумывать сюжеты игр естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать и вместе играть. Продолжать учить бесконфликтному вхождению в игру Социально-коммуникативное развитие Игра. Развивать умение играть в сюжетно-ролевые игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения и сюжетотворчества: от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события) до составления новых творческих сюжетов. Обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, библиотека, путешествия и др.), стимулировать создание воображаемых ситуаций на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов. Формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в ходе игры. Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм. Поддерживать желание самостоятельно организовывать знакомые подвижные и настольные игры. Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность. Развивать воображение средствами изобразительной деятельности. Развивать способность наблюдать явления природы и отображать их средствами изобразительной деятельности. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Продолжать знакомить с декоративноприкладным искусством. Конструирование. Учить создавать постройки по заданной теме, условиям, самостоятельному замыслу, по рисунку, чертежу, модели; обобщенным способам конструирования из бумаги; приемам оригами; выделять выразительность природных объектов для создания образа по заданной или придуманной теме в поделках из природного и бросового материалов. Музыкальная деятельность. Продолжать развивать интерес к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку. Поощрять импровизацию в движениях под музыку, мелодий на детских музыкальных инструментах. Создавать условия для творческого самовыражения Речевое развитие конфликты Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Достаточно хорошо владеет Коммуникативная деятельность. Продолжать развивать речь как средство общения. Продолжать развивать все компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связную речь — диалогическую и монологическую формы; словарь, звуковую культуру речи. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец); развивать умение проводить звуковой анализ слова. Формировать представления о слоге, слове, предложении. Восприятие художественной литературы. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить объяснять мотивы поведения героев произведений, формировать эмоциональное отношение к литературным героям. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в инсценировках Физическое развитие Двигательная деятельность. Формировать умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать развивать умения выполнять нормы и правила поведения и общения. Формировать умение оценивать поступки свои и сверстников. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Приобщать к правилам поведения, безопасного для человека и окружающей природы. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Поощрять умение ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Закреплять навыки личной Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать формировать представления о себе и других людях (их нравственных качествах, профессиях, тендерных различиях); о предметах и объектах природного и рукотворного мира; некоторых исторических событиях (победа в Великой Отечественной войне, полет Ю. Гагарина и др.); событиях спортивной жизни страны и т.д. Развивать представления о родном городе и стране. устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира. Развивать любознательность и познавательную активность, интерес к экспериментированию. Развивать умение использовать разные способы познания: обследование объектов, сравнение по разным основаниям, измерение, упорядочивание. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать, делать выводы. Развивать умение рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии Подготовительная группа Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Обогащать словарь формами словесной вежливости (просьбы, извинения, комплименты). Поддерживать инициативу в общении; стимулировать познавательное общение на разные темы. Продолжать формировать осознанное отношение к выполнению правил поведения и общения. Поддерживать возрастающую инициативность и самостоятельность детей в разных видах деятельности. Создавать условия для разнообразной самостоятельной как индивидуальной, так и совместной (парной, групповой) деятельности. Игра. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества в разных видах игр. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микро групп на основе интереса к разным видам деятельности. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Содействовать овладению культурой трудовой деятельности. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместного труда, договариваться, помогать друг другу. Совершенствовать навыки по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного. Поддерживать инициативу в трудовой деятельности Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать формировать доброжелательные отношения к окружающим: малышам, сверстникам и взрослым. Укреплять положительную самооценку, уверенность в себе и своих силах, чувство собственного достоинства. Учить решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять, соглашаться, возражать, конструктивно разрешать противоречия. Поощ- начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать рять умение договариваться, радоваться успехам других. Поддерживать стремление делиться впечатлениями, обсуждать их со сверстниками и взрослыми. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Продолжать формировать положительное отношение к различным видам труда, желание трудиться. Продолжать воспитывать ценностное отношение к результатам собственного, коллективного труда (сверстников), труда взрослых людей. Обогащать представления о хозяйственной деятельности человека, профессиях взрослых. Игра. Развивать умение планировать игровые события и действия в играх, согласовывая их с партнерами. Учитывать тендерные особенности при создании условий для организации игр Социально-коммуникативное развитие Игра. Поддерживать выраженный самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры, совместное творчество в создании сюжетов. Продолжать учить согласовывать общие игровые замыслы. Развивать умение комбинировать разнообразные сюжеты в новую связную последовательности (сюжетосложение, сюжетотворчество); поддерживать словесное комментирование игры. Обогащать игровой опыт детей за счет новых тем, разнообразия сюжетов, новых ролей. Поддерживать оригинальность в замысле игры, в развитии сюжета. Создавать условия для развития длительных сюжетно-ролевых игр. Поощрять игровой диалог; поддерживать появление игр, протекающих без внешнего действия, в том числе в словесном плане (игры фантазирования). Поощрять самостоятельную организацию знакомых подвижных игр со сверстниками; побуждать детей придумывать варианты игр, комбинировать движения. Формировать умение договариваться о новых правилах в дидактических, подвижных, развивающих играх. Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, художественно-творческой деятельности. Побуждать активно и творчески применять ранее усвоенные техники в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить выполнять работы по образцу, следовать инструкции взрослого, контролировать свою деятельность и оценивать результат. Поддерживать стремление к самостоятельному созда- интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам нию нового образа. Продолжать развивать коллективное творчество. Конструирование. Продолжать учить создавать постройки по теме, заданным условиям, схемам, моделям, рисункам, чертежам и самостоятельному замыслу. Побуждать к созданию коллективных построек. Поддерживать экспериментирование со строительным материалом, бумагой, природным и бросовым материалом с учетом индивидуальных интересов. Продолжать учить выполнять поделки по алгоритму, следовать инструкции взрослого, получать результат, контролировать и оценивать собственную деятельность. Музыкальная деятельность. Продолжать приобщать к музыкальной культуре. Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию умения чистоты интонирования в пении; развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями. Совершенствовать умение импровизировать под музыку Речевое развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать развивать компоненты устной речи. Грамматический строй: обогащать речь разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Связная речь: формировать умение строить разные типы высказываний (повествование, описание, рассуждение ,комментирование текстов), продолжать обучать пересказу литературных произведений; совершенствовать диалогическую речь. Обогащать бытовой, обществоведческий, природоведческий словарь. Звуковая культура речи: совершенствовать произношение всех звуков родного языка. Продолжать развивать фонематический слух: проводить звуковой анализ слов. Закреплять представления о слоге, слове, предложении. Поддерживать словесное творчество. Восприятие художественной литературы и фольклора. Продолжать развивать интерес к произведениям разных жанров. Обогащать читательский опыт за счет произведений остросюжетного, приключенческого характера. Приобщать к социально-нравственным ценностям через восприятие художественных произведений. Побуждать отвечать на вопросы, направленные на анализ произведения. Воспитывать способность испытывать сопереживание к героям книги. Развивать чувство юмора. Продолжать совершенствовать Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях. Стимулировать детское словотворчество, сочинение историй, сказок, загадок. Поддерживать индивидуальность, самостоятельность и инициативность в художественно-речевой деятельности Физическое развитие Двигательная деятельность. Продолжать обогащать двигательный опыт. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Воспитывать выдержку, настойчивость, смелость. Развивать интерес к спортивным играм. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность. Продолжать формировать умения выполнять социальные нормы поведения и общения. Расширять представления детей об их обязанностях. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки. Совершенствовать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Закреплять представления и формировать навыки о безопасном поведении человека дома, на улице, в природе. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Продолжать формировать умение планировать свою деятельность и достигать результата. Продолжать приобщать к разным видам посильного труда. Поощрять трудовые усилия в доступных видах трудовой деятельности. Совершенствовать навыки безопасного поведения и личной гигиены Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать развивать любознательность и познавательную активность детей, интерес к экспериментированию. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, социальных и профессиональных ролях. Обогащать представления о родном городе и стране. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны. Формировать интерес к школе. Продолжать упражнять в развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, абстрагирования. Совершенствовать познавательные умения замечать противоречия, формулиро- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, вать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности